среда, 14 августа 2013 г.

ადრეული საუკუნეების ქრისტიანი ქალები




ადრეული ქრისტიანობის განვითარებაში ძალიან დიდი იყო ქალების როლი, მათ შესახებ საუბრობდნენ, წერდნენ და აქებდნენ. პროფესორი ქეით კუპერი გამოთქვამს მოსაზრებას,  რომ წმინდა პავლე სწორედ ქალის ფინანსური დახმარებით ავრცელებდა საკუთარ წერილს. 
პროფესორმა ქეით კუპერმა 5 წელი დაუთმო კვლევას, რომ ყველა ამ ქალის ისტორია აღედგინა: 


Исследователи из университета Манчестера во главе с профессором Кейт Купер (Kate Cooper) считают, что современная традиция христианства пренебрегает вкладом женщин в историю этого направления религии.
В исследовании выявляются десятки забытых женщин христианства, которые были влиятельными деятелями в первом и втором веках — в те времена, когда христианство было в некотором смысле более прогрессивно в отношении гендерного вопроса, чем сегодня.
По словам профессора Купер, женщины того времени играли центральную роль в распространении христианской веры через семейные связи и неформальное общение. Свои полномочия в христианских общинах они приобретали как общественные организаторы, матери и владелицы малого бизнеса.
Одна из них, торговавшая багряницей Лидия из Филиппи упомянута в Библейской Книге Деяний. Она была первым человеком, поддержавшей финансами апостола Петра, и первой христианкой среди европейцев.
Другая женщина, Перпетуя, жившая в Карфагене в конце II века, известна тем, что отказалась отречься от своей веры по настоянию отца и выбрала мученическую смерть. Она была обезглавлена после истязания дикой коровой. Профессор Купер считает, что её дневник, написанный во время ожидания казни в заточении, — важный документ, изучение которого способно изменить привы чный современным христианам взгляд на роль женщины в мире.

Одной из самых важных личностей, по мнению учёных, является Фёкла Иконийская — святая, жившая на рубеже I и II веков, ученица святого Павла. Ссылаясь на анонимный апокрифический текст "Деяния Павла и Фёклы", написанный во II веке, Купер говорит, что святая совершила немыслимый для своего времени акт – отказалась от брака, восстав против семьи.
"Несмотря на то, что нет никаких доказательств существования реальной Фёклы, её история была очень влиятельной в первые столетия раннего христианства, – считает профессор Купер. – Эта история имела значимые последствия, она стала корнем католической теологии целомудрия и девственности. Вместо того чтобы критиковать Фёклу за неподчинение матери, ранняя церковь чествовала её мужество".


После того, как при императоре Константине христианство было возведено в статус государственной религии (примерно в 313 году нашей эры), мужчины-епископы вступили в разряд правительственных чиновников, в то время как женщины отошли на второй план, оставив общественную деятельность. Женщины, чьё присутствие некогда мощно ощущалось в ранней церковной жизни, были фактически скрыты из виду.
"Много евангельских рассказов, например, история о Марии и Марфе в Евангелии от Луки, могут поведать нам о жизни женщины того времени, – говорит Купер. – Древние письменные источники упоминают о многих женщинах, но со временем им уделяется всё меньше и меньше внимания. Что довольно грустно, ведь в религии, которая началась с матери и её необычного ребёнка, сейчас совсем не почитается вклад женщин в историю".

წყარო -   the university of manchester  

წყარო-  The official website of BBC History Magazine

Please Share it! :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий