воскресенье, 15 марта 2015 г.

სასწაულია თუ არა შუშაზე არეკლილი ხატის გამოსახულება? / Чудотворны ли отражения на стекле?



Игумен Алипий (Светличный), настоятель киевского храма Петра и Павла на Нивках, заявил, что знаменитый отпечаток образа с чудотворной иконы Божией Матери «Призри на смирение» во Введенском монастыре на Печерске имеет вполне естественное происхождение.


Об этом отец Алипий сообщил в комментарии к статье «Нашествие «нерукотворных образов»» Дмитрия Марченко на сайте Киевская Русь.

Как известно, после развала Советского Союза киевская икона «Призри на смирение» была объявлена чуть ли не первым чудесным явлением, проявленным на постсоветском пространстве. Летом 1993 года настоятель Введенской общины г. Киева игумен Дамиан обнаружил на иконе потускнение. Специалисты, к которым обратились насельники обители, установили, что на стекле, под которым находилась икона, с обратной стороны появился серебристый отпе­чаток, в точности повторяющий силуэты Богоматери и Мла­денца. Учёные, по словам игумена Дамиана, сразу высказали несколько гипотез, однако в конце концов пришли к заключению, что процесс появления отображения современная естественная наука пока объяснить не может. Верующие с ог­ромной радостью приняли весть о знамении, произошедшем от иконы. В 1995 г. Священный Синод УПЦ, заслушав сообщение митрополита Никодима о чудесном отображении на стекле иконы Божией Матери «Призри на смирение» и последующих исцелениях, постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной. С тех пор икона находится почти в каждом храме Украины и России.

В своем комментарии игумен Алипий, являющийся также иконописцем, пишет:

- Вообще-то, с иконой "Призри на смирение" тоже особого чуда не наблюдается, скорее "феномен". Дело в том, что это необычное явление, но не сверхъестественное. Вся проблема в краске и стекле. В 19 - нач. 20 веков повсеместно использовали белила свинцовые, а не цинковые, как сегодня. А стекло имеет важнейшим компонентом также свинец, и у него присутствует свойство притягивать молекулы свинца. Происходит реакция "перераспределения" тонов, когда свинец заполняет другое пространство на стекле, не находящееся прямо напротив самих белил. Потому нередко можно видеть подобный феномен, когда стекло располагается близко к изображению, и на нём "отпечатывается" в позитиве серо- прозрачное изображение объекта, писаного с белилами свинцовыми. Никогда не бывает цветного изображения, но всегда серо-прозрачное. Причём слои лака не препятствуют реакции, поскольку действует сила магнетизма. Вообще-то реставраторам этот феномен хорошо известен. И очень жаль, что его объявили чудом.

Уже после появления в сети новости об объяснении "чуда", связанного с известной иконой, отец Алипий обратился в редакцию портала "Религия в Украине"  с просьбой о снятии материала, поскольку этой информацией, по его словам, может «воспользоваться "желтая" пресса для раздувания скандала», а кроме того, его комментарий был важен в первую очередь для автора статьи «Нашествие «нерукотворных образов»».  Редакция нашего издания все же оставляет за собой право оставить новость - хотя бы потому, что ее прочитало и уже прокомментировало много читателей, она разошлась по интернету, а главное - мы не нарушили принципов журналистской этики, так как взяли информацию из открытого публичного источника, ничего не исказили и поставили прямую гиперссылку на комментарий эксперта, подписавшегося своим саном и именем. Кроме того, в новости не отрицаются исцеления от иконы "Призри на смирение", которые также послужили поводом к объявлению ее чудотворной.

Вместе с тем мы можем дополнить новость, объясняющую естественное происхождение отображения на стекле иконы, новым комментарием о. Алипия:

"Мне очень жаль, если я кого-то введу в смущение неосторожным сообщением об обычном физико-химическом процессе. Дело в том, что я неоднократно встречался с феноменом отображения изображения на стекле. Не только икон.
Причём иконы, писанные яичной темперой очень слабо отображались, а живописные в технике масла были яркими и контрастными. Ещё в 80-х годах в Гусь- Хрустальном Владимирской области я некоторое время работал на стеклозаводе и там впервые узнал об особенности стекла притягивать молекулы свинца. Причём, это характерно для стекла хорошего качества. Лучше всего притягивает свинец стекло качества хрусталя.
Позже, общаясь с реставратарами Третьяковской галереи я узнал почему в музеях отсутствуют стёкла на многих живописных работах: стекло тускнеет от свинцовых белил и его часто надо менять.
В девяностых я служил в селе под Киевом и заметил, что в большинстве хат старые иконы смотряться грязно под стеклом. Я пробовал их протирать. Присмотревшись, я увидел, что они отразились на стекле и от этого серость свинца стала скрывать красочность живописи. А у одной старушки развалился киот в иконе и стекло поставили в новый прежнее, но развернули и получилось, что отображение иконы (помниться Троицы «Новозаветной») изобразилось дважды, но в разную сторону. Также я видел на стекле отражённый портрет Шевченко и даже Ворошилова, написанного, видимо местным самоучкой в 50-х годах 20-го века.

"Замечено, что самые контрастные и чёткие изображения на стекле у благочестивых владельцев. Почему? Потому что они не дают на образах образовываться пыли и часто протирают их, создавая трением естественный магнетизм на стекле. Единственное, что меня удивляет и не получает ответ, так это: почему на месте золочёного фона или золотых деталей свинец паралельно не оседает на стекле. Интересно то, что современные стёкла лучшего качества более не способны к отображению изображения. Поскольку в них много полимера. Особенно это касается, т.н. небликующих стёкол. Потому их смело используют в музеях. Но они не всегда хорошо преломляют свет, что уничтожает рельефность, например мазков кисти или мастихина. И потому проигрывают обычным стёклам, потому что делают произведение искусства более схожим на его репродукцию.( это даёт повод спорить: выставлена ли в Лувре настоящая Джоконда, или её репродукция)"

"То, что икона "Призри на смирение" чудотворна у меня нет сомнения. Но не через отражание на стекле."
ძალიან ვწუხვარ თუ ჩვეულებრივ ფიზიკურ-ქიმიური პროცესის აღწერით ვინმეს დაბრკოლებას შევუქმნი. მე არა ერთხელ შევხვედრივარ  მინაზე  რაიმე გამოსახულების გადასვლის (აღბეჭდვის) ფენომენს.  აღსანიშნავია, რომ ეს მხოლოდ ხატებს არ ეხება.  ამავე დროს, ტემპერით ( კვერცხის გულის ბაზაზე დამზადებული საღებავი) დაწერილი გამოსახულებები ძალიან სუსტად აისახებოდნენ მინაზე, ხოლო ფერწერული ტილოებიდან გადასული ანაბეჭდები გაცილებით მკვეთრი და კონტრასტული იყვნენ. 80-იანი წლების დასაწყისში ვლადიმირის ოლქის ქალაქ  გუს-ხრუსტალნიში მინის ქარხანაში მუშაობა მომიწია. სწორედ იქ პირველად გავიგე მინის მიერ ტყვიის მოლეკულების მიზიდვის შესახებ. თანაც, ეს საუკეთესო ხარისხის მინას ახასიათებს. ყველაზე კარგად კი ბროლის ხარისხის მინა იზიდავს ტყვიას.
მოგვიანებით, ტრეწიაკოვკის გალერეის რესტავრატორებთან ურთიერთობისას  მე მივხვდი რატომ არ აქვს ბევრ ფერწერულ ნამუშევარს  მინის საფარი: ტყვიის შემცველი თეთრი საღებავების გამო დროთა განმავლობაში საფარი მინა იბურება და ხშირ გამოცვლას საჭიროებს. 
ოთხმოცდაათიან წლებში კიევთან ახლოს ვმსახურობდი და შევამჩნიე, რომ ადგილობრივი მოსახლეების სახლებში, მინის ქვეშ დაცული ხატები ჭუჭყიანი ჩანდნენ. მე ვცადე ისინი გადამეწმინდა, მაგრამ ახლოს დაკვირვებისას  დავინახე-მტვრის ნაწილაკები მინაზე  ქვევიდან იყვნენ აკრული  და ხატების ფერადოვნებას  ფარავდენ. ერთ მოხუცს კი კიოტი დაშლოდა  და ახალში ისევ ძველი მინა შემობრუნებულად  ჩაესვა, (როგორც მახოვს „ახლიაღთქმისეული“ სამების  ხატი იყო) რის გამოც, ხატის გამოსახულება მინაზე  ორჯერ, მაგრამ სხვადასხვა  მხარეს აღიბეჭდა.
ასევე მინახავს მეოცე საუკუნის 40-იანი წლების თვითნასწავლი მხატვრის მიერ დახატული შევჩენკოს და ვოროშილოვის პორტრეტებიდან მინაზე გადასული გამოსახულებებიც.
შემჩნეულია, რომ მინაზე აღბეჭდილი  ყველაზე მეტად კონტრასტული და მკვეთრი გამოსახულებები  ღვთისმოსავ მფლობელებს აქვთ.  რატომ?  იმიტომ რომ ისინი გულმოდგინედ  წმენდნენ მტვერს ხატებიდან და თავად ქმნიდენ ელექტროსტატიკურ მაგნიტურ მუხტს, რომელიც ქვევიდან ტყვიის მიკრო ნაწილაკებს კიდევ უფრო იზიდავდა  და ანაბეჭდიც  უფრო მკვეთრი ხდებოდა.
ერთადერთი, რაც მე მაკვირვებს და პასუხს ვერ ვპოულობ, არის : მოოქროვებული ფონის და ოქროს დეტალების გასწვრივ რატომ არ ჯდება ტყვიის ნაწილაკები? 
საინტერესოა ის, რომ საუკეთესო ხარისხის თანამედროვე მინას უკვე აღარ შეუძლია გამოსახულების აღბეჭდვა,  რადგან მათში ბევრი შერეული პოლიმერია. განსაკუთრებით ეს ეხება ე.წ არაამრეკლავ მინებს.  ამიტომაც მათ თამამად იყენებენ მუზეუმებში.  მაგრამ ისინი ყოველთვის კარგად ვერ  შლიან  შუქს, რაც ნახატს  (მაგ. ფუნჯის ან მასტეხინის მონასვამს ) რელიეფურობას უკარგავს. ამიტომაც  ასეთი მინები ჩვეულებრივ მინასთან შედარებით წამგებიანია და ხელოვნების ნიმუშს  ბეჭდური რეპროდუქცის მსგავსს ხდის. (სწორედ ამიტომაც  სადაოა : არის კი ლუვრში გამოფენილი ჯოკონდა ნამდვილი თუ  მხოლოდ მისი რეპროდუქცია?)  
უეჭველია, რომ ის რომ  "Призри на смирение“  ხატი  სასწაულმოქმედია , მაგრამ არა მინაზე გადასული ანაბეჭდის  გამო

Одновременно с этим, о.Александр Авдюгин пишет на Фейсбуке:
В свою очередь, редакция портала "Религия в Украине" еще раз обращает внимание, что в нашей новости как раз и были дословно приведены здравые рассуждения отца игумена. Что касается пользы от этой информации, то она бесспорно есть, поскольку вдохновит верующих людей более внимательно относиться к разного рода феноменам, тем более, что это уже не первый такой случай в церковной практике.   .facebook.com





წყარო:  Киевский игумен-иконописец объяснил знаменитое «чудо», связанное с иконой «Призри на смирение»

Please Share it! :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий